Что такое метеорит - это действительно падающая звезда?

Небольшие фрагменты небесных тел, состоящие в основном из железа и камня, падающие на поверхность небесных тел из межпланетного пространства, называются метеориты. Для каждого астронома эти тела имеют большое значение: над ними проводят различные опыты, исследования. Ученые считают, что метеорит – такое образование космических тел, которое когда-то могло быть планетой.

До девятнадцатого века некоторые астрономы отвергали внеземное происхождение метеоритов. Почему-то считалось, что эти тела не способны проникать через земную атмосферу. Однако в ходе многочисленных опытов неоднократно было доказано, что камни попадают на земную поверхность из межпланетного пространства.

Что такое метеорит

Особенности метеоритов

С проведением исследований каждого небесного тела ученые каждый раз открывают что-то новое и задаются вопросом, а что такое метеорит и какие еще они бывают?

Главная отличительная особенность упавших на Землю тел – это следы оплавления, которые остаются на поверхности. Этот процесс возникает при прохождении метеоритом атмосферы Земли. Иногда, под действием потока воздуха, они становятся конусообразными, чем-то схожими с боеголовкой. В остальных случаях небесные тела имеют камнеподобную форму.

Падение метеоритов можно наблюдать невооруженным глазом в ясную погоду. Это явление называют «падающая звезда». В редких случаях можно увидеть метеоритные дожди – когда сотни и даже тысячи небесных тел падают с огромной скоростью на Землю, но не долетают до нее, а сгорают в верхних слоях атмосферы. Хотя некоторым камням удается попасть на Землю: самое большое скопление таковых находится в пустыне Айдар.

Тунгусский метеорит

Виды метеоритов

Немногие знают, что такое метеорит. Почему-то люди считают, что каждое небесное камнеобразное тело, падающее на Землю или пролетающее мимо планеты, – это метеорит, но это не совсем верно.

Так что такое метеорит на самом деле и каким он может быть? Метеориты – это космические тела, которые падают на поверхность крупных объектов. Они могут иметь вес от нескольких грамм до нескольких тонн. Считается, что за сутки на Землю падает около пяти тонн метеоритов.

Если космическое тело диаметром несколько метров движется по орбите и попадает в атмосферу Земли, то его называют метеороидом. Тела более крупных размеров – астероиды.

То явление, которое возникает при прохождении небесных тел через атмосферу Земли, называют метеором, а самые яркие «падающие звезды» - это болиды.

Твердое тело, которое падает на Землю, – метеорит. На месте его падения могут образовываться кратеры (астроблемы). Самый известный кратер, возникший в результате падения метеорита, – Аризонский, а самый крупный по диаметру – Уилкса: его диаметр составляет более 500 километров.

У метеоритов есть и другие названия: атмосферные тела, метеорные камни, уранолиты, сидеролиты, аэролиты и т. д.

По структуре все падающие камни могут быть железо-каменными, железными или каменными. Эти свойства позволили выделить классы метеоритов.
Железные тела уникальны. Они состоят из не встречающегося на Земле сплава никеля и железа.

Упавший метеорит из камня состоит из шариков-хондр. В их составе в основном силикаты, большинство которых известны на Земле. А вот входящих в состав тел минералов на нашей планете известно немного.

Падающий метеорит

Железные метеориты

Падающие метеориты, состоящие из железа, являются частью погибших планет. Считается, что из них образован пояс астероидов между Юпитером и Марсом. Эти тела сильно притягиваются к магниту и являются самыми плотными веществами на Земле. Железные виды очень тяжелые, некоторые их сравнивают с пушечными ядрами.

Большая часть составляющей этого вида тел – железо. Его примерно 90 %, а остальное – это никель и прочие микроэлементы. По структуре и химическому составу эти виды подразделяются на классы. А вот структурные классы выявляются путем изучения сплавов тэнит и камасит. Они имеют сложную структуру.

Упавший метеорит

Каменные тела

Упавший метеорит, который состоит из камня, формируется из внешней оболочки разрушенных планет или астероидов. Большая часть каменных видов очень похожи на обычные земные камни. Недавно упавшие тела можно отличить от камней по черной, сияющей поверхности, образовавшейся в результате прохождения через атмосферу Земли.

Некоторые виды тел содержат маленькие зерноподобные включения, называемые хондры. Они родом из солнечной туманности, а значит, были сформированы еще до возникновения нашей Солнечной системы.

Марсианские и лунные метеориты

Некоторые падающие метеориты прилетают с Луны и Марса. Эти тела - большая редкость на Земле. Всего их обнаружено чуть больше ста тысяч штук. Эти виды относятся к ахондритовой группе (камни без хондр).

Данные виды появились при столкновении Луны и Марса с астероидами, во время которых в космос выбросило осколки. Часть из них долетела до Земли и упала на ее поверхности. Если смотреть на эти виды камней с точки зрения коллекционеров, то они очень редки и стоят тысячи долларов за грамм веса.

Каменно-железные тела

Еще один вид метеоритов – каменно-железный. Всего насчитывается менее двух процентов камней, относящихся к этой группе. Такие виды состоят примерно из равных частей никеля, железа и камня. По своим свойствам каменно-железные метеориты делят на классы палласиты и мезосидериты. Фото метеоритов показывает, какими они могут быть разными.

Метеориты фото

Тунгусский взрыв

На территории Сибири больше ста лет тому назад произошло странное событие – мощный взрыв. Позже ученые выяснили, что это был Тунгусский метеорит.

Загадочное явление произошло в тайге в районе реки Подкаменной Тунгуски. Мощный взрыв был слышен за сотню километров от места падения Тунгусского метеорита. Очевидцы тех событий рассказывали, как над тайгой пронеслось какое-то яркое тело, намного ярче солнца.

В семь утра 30 июня 1908 года иркутские сейсмологи зафиксировали взрыв. Сначала они подумали, что это землетрясение, ведь подобные явления в этих местах происходят часто. Однако запись аппарата имела очень странный вид. Зигзаги, характерные для землетрясения, повторялись намного дольше обычного, в дополнении к этому наблюдалось несколько странных кривых.

Сразу же сотрудники обсерватории отослали сообщения местным корреспондентам, чтобы узнать о землетрясении. Ответ ошеломил: никакого землетрясения не было, но был слышен громкий звук, будто взрыв.

Классы метеоритов

Экспедиции на место падения

Первую экспедицию на место падения Тунгусского метеорита отправили только через двадцать лет после его падения. Ее возглавил А. Кулик. Ученые обнаружили поваленный лес на огромной площади. Странным оказалось то, что в центре предполагаемого падения деревья стояли, и не было кратера.

На протяжении десятилетий ученые пытались найти следы Тунгусского метеорита. Неоднократно А. Кулик пытался найти осколки небесного тела, но его не было. Даже кратера на месте предполагаемого падения обнаружить не удалось.

По расчетам, Тунгусский метеорит должен был оставить кратер диаметром не менее километра и глубиной около двухсот метров. Такую огромную впадину можно было бы увидеть даже сейчас.

Помимо этого, падение должно было вызвать более серьезные разрушения, но в центре даже устояли деревья. Ученых привело в тупик то, что сучья у них были обломаны таким образом, будто взрыв ударил по растениям сверху.

Изначально местом падения Тунгусского метеорита считали торфяное болото. Однако при раскопках, бурении никаких небесных тел там обнаружено не было, а само болото оказалось карстовой воронкой. В 1941 году Кулик свернул исследования из-за начала войны.

Современные фото метеоритов показывают разнообразие эти тел. Они могут быть крупными, мелкими, оставлять гигантские кратеры. Крупные астероиды способны полностью уничтожить планету.