Вячеслав Гордеев: биография, фото и интересные факты

Говорят, что сцена - это каторга в цветах, к этому можно добавить, что добровольная каторга.

Вячеслав Гордеев, являясь руководителем "Русского балета", мог бы позволить себе поблажки, однако каждое утро мэтр начинает с занятий у балетного станка. Его день до позднего вечера расписан по минутам: выступления коллектива как в России, так и за рубежом требуют не только филигранной подготовки, но и поддержания железной дисциплины, а также и решения финансовых вопросов. А есть еще и семья, дети от двух браков, воспитанию которых необходимо уделять пристальное внимание.

Момент выбора - первый опыт

В биографии Вячеслава Гордеева неоднократно будут перекрестки, где ему необходимо будет сделать выбор. Как правило, такие моменты не осознаются личностью как судьбоносные, и только позже, оглядываясь назад, человек понимает, что принятое решение стало точкой отсчета для дальнейшего развития линии жизни.

Будущий солист балета Вячеслав Гордеев родился в Москве 3 августа 1948 года в семье сотрудника конструкторского бюро Тушинского машиностроительного завода Михаила Васильевича Гордеева и инженера-нормировщика этого же завода Любови Николаевны Гордеевой.

Рожденные для танца

Ни о каком балете в те времена никто и не помышлял. Слава занимался хоккеем, боксом, баскетболом, волейболом - "ботаником" его назвать было нельзя. Мама видела его дирижером военного оркестра, и потому в плотный график сына были включены занятия музыкой: игра на трофейном аккордеоне, привезенном Любовью Николаевной из Берлина, где она встретила окончание войны.

Однако его величество случай внес свои коррективы в дальнейшее развитие событий, в 11-летнем возрасте Слава побывал на спектакле "Ромео и Джульета" с участием Г. Улановой. И это была любовь с первого взгляда, он уговорил маму записать его в середине сезона в самодеятельную хореографическую студию при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. Любовь Николаевна в тот момент не увидела угрозы планам на карьеру военного дирижера, и Вячеслав Гордеев начал постигать азы балетного искусства.

Однако подошло время поступать в Суворовское училище, были собраны соответствующие документы, и Слава в сопровождении мамы направился на экзамены, куда, кстати, был жесткий отбор как по здоровью, так и по уровню знаний соответствующих дисциплин. Дорога к Суворовсому училищу шла мимо здания Московского хореографического училища, где также шел прием учащихся, да и пакет документов требовался такой же... Каким-то невероятным способом Славе удалось уговорить Любовь Николаевну разрешить ему принять участие в конкурсном отборе, где было 600 человек на одно место.

Это был тот самый перекресток, на котором требовалось выбрать направление, и это самый главный выбор будущей звезды русского балета.

Тяжело в ученье...

Учеба в Московском хореографическом училище требовала полной самоотдачи, организованности, трудолюбия и целеустремленности, которыми в подростковом возрасте далеко не все могут похвастаться. А еще необходима мотивация, заставляющая постоянно соревноваться не только с другими, но и с самим собой. Надо сказать, что преданность русскому классическому балету у Вячеслава сформировалась позже, а в начале учебы ему просто доставляло удовольствие танцевать, тем более, что у него это прекрасно получалось. Но при этом ему еще нравилось играть в хоккей, баскетбол и заниматься боксом.

Однако пришло время, когда потребовалось снова выбирать: балет и бокс были несовместимы просто потому, что имелся риск получения травмы лица, да и положение грудной клетки в боксе и балете диаметрально противоположные. Что касается хоккея - то там также могли быть травмы, несовместимые с продолжением балетной карьеры.

А еще следовало учитывать советские реалии, в 60-х годах в СССР зачастую единственной возможностью увидеть мир были гастроли в составе балетной труппы.

И снова был сделан выбор в пользу балета - теперь уже окончательный.

Взлетная полоса

В 1968 году Вячеслав Гордеев завершил обучение в Московском хореографическом училище по классу Петра Пестова. К этому времени он уже понял, что достижение высот балетного искусства лежит через изнуряющие занятия у станка, преодоление эмоциональных нагрузок, обучение актерскому мастерству, а также правильное распределение приоритетов, поэтому увлечения, свойственные молодости, не смогли помешать ему следовать выбранным курсом: балет прежде всего.

За год до выпускного экзамена руководство училищем принял один из величайших танцовщиков - Лавровский. Масштаб его личности и влияние на окружающих, как преподавателей, так и учащихся был невероятен. С его приходом частыми гостями в Московском хореографическом училище стали выдающиеся звезды советского балета, у которых многому можно было научиться.

Наступил момент распределения. Талант Гордеева был замечен руководителями многих коллективов, ему было предложено стать солистом коллектива И. Моисеева с окладом 250 рублей, солистом театра Станиславского и Немировича - Данченко с окладом 220 рублей, и солистом балета Большого театра с окладом 98 рублей.

Для Вячеслава существовало только одно решение - Большой театр, где он выступал с 1968 по 1989 годы, а его наставником был Алексей Варламов.

Дебют в Большом

Вячеслав Гордеев был по-настоящему одержим балетом: он буквально жил в Большом театре, занимаясь у станка, посещая спектакли с участием великих мастеров. Его первой сольной партией была роль Арлекина в "Щелкунчике". Это невероятно сложная партия по количеству пируэтов, кувырков, требующих буквально самопожертвования. Гордеев вместо 3-х пируэтов делал 8 и кувыркался так, что на спине образовался мозоль.

Непревзойденная Кармен

Его энтузиазм и фанатичную преданность балету отметила М. Плисецкая, увидев выступление Вячеслава в спектакле "Пламя Парижа", когда он заменял заболевшего Юрия Владимирова. Ее поддержка и помощь были неоценимы. Гениальность Майи Плисецкой проявлялась, в частности, в том, что она относилась к молодым талантам без ревности, стараясь делиться с ними всем, что умела.

Отношения с коллегами

Сегодня можно многое узнать о "высоких отношениях" между артистами театра. Особенно это касается балета. Но это сегодня, а в 70-е годы в СССР эта тема публично обсуждаться просто не могла, несмотря на то, что факты имели место: битое стекло, иголки, гвозди, да мало ли что... И хотя солист балета Гордеев ни в чем таком никого не подозревал, но помнит случай на спектакле «Тщетная предосторожность» и вонзившийся в ногу гвоздь, происхождение которого непонятно, ведь сцена тщательно проверялась... Объясняется все просто, зависть, ревность, страх перед новыми, сильными талантами. Вряд ли на такое были способны Плисецкая или Лиепа - эти гении любили искусство в себе. Но достаточно было и любящих себя в искусстве.

После тяжелейшей травмы (разрыв ахиллова сухожилия) на Гордееве был поставлен жирный крест, после такого еще никто в балет не возвращался. И многие коллеги тогда в него не верили, предрекая завершение карьеры. Но ему удалось вернуться.

Хотя были и истерики, и депрессия, и чудовищная боль, через которую прорвался в любимое дело, через пол-года он был на сцене в «Мелодии» Дворжака, а еще через год - сложнейшее па-де-де из "Дон Кихота".

"Дон Кихот" - классика

Дуэты на сцене и в жизни

Дуэт Гордеев - Павлова считался одним из лучших на советской сцене. Они были действительно ослепительно прекрасны, и, казалось, что в совместной жизни эта сказочная пара должна быть так же счастлива.

Их встреча состоялась на II-м Международном конкурсе артистов балета в 1973 году.

Юная Надя Павлова буквально покорила своей пластикой и артистичностью корифеев балета, особенно Ю. Григоровича, который настоял на присуждении юной балерине Гран-при, так как равной ей среди женского состава конкурса не было.

Несмотря на то, что по баллам Гран-при должен был быть присужден Гордееву, и Майя Плисецкая настаивала на этом, однако Вячеслав получил тогда Первую премию и золотую медаль.

Ю. Григорович, рассмотрев высокий потенциал этого дуэта, решил, что Вячеслав должен готовить с Павловой совместную программу. Подготовка проходила в г. Перми под руководством Людмилы Павловны Сахаровой - педагога Надежды Павловой. А после победы на Международном конкурсе артистов балета, одна из поклонниц Гордеева достала две путевки в Сочи, в санаторий «Русь».

В Москву они с Павловой вернулись вместе. И Гордеев сделал предложение Надежде. Свадьба праздновалась в Красном зале "Метрополя", гостей было приглашено 120 человек. Родители Нади и Вячеслава радовались за молодых. Партнерами на сцене они были с 1973 по 1985 год.

Брак продлился с 1975 по 1986 год. Надежда Павлова была солисткой Большого театра с 1975 по 1995 год. Ее несомненный талант был отмечен присуждением звания народной артистки СССР в 1984 году. О своей совместной жизни с Павловой Гордеев высказался так:

По моему глубокому убеждению: если вместе танцуете, то лучше не жениться. Пусть дуэт принадлежит исключительно сцене. Люди должны отдыхать друг от друга, не нести домой негативные эмоции после неудачной репетиции или выступления. Заявляю это ответственно, основываясь на личном опыте и опыте своих коллег.

В период совместной жизни с Надеждой Павловой Вячеслав продолжал непрерывно совершенствоваться как солист балета, и это было соответствующим образом оценено руководством страны: в 1975 году он стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола; в 1976 году получил звание заслуженного артиста РСФСР; в 1982 году - звание Народного артиста РСФСР; в 1984 году - звание народного артиста СССР.

Следует отметить, что в 1981 году состоялся дебют Гордеева в качестве балетмейстера. Ну, а если человек действительно талантлив - то он талантлив во всем. В 1983 году Вячеслав окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова, признавая во многих интервью, что знания, полученные на этом факультете, очень помогли ему впоследствии и во многом изменили его мировосприятие.

Через некоторое время личная жизнь Вячеслава Гордеева снова изменилась, он вступил в брак с Майей Саидовой (Гордеевой). Она также имела отношение к балету, но в другом качестве - как заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет». У них двое детей: сын - Дмитрий родился в 1995 году, дочь - Любовь родилась в 1993 году.

Однако этот брак также завершился разводом. Гордеев постарался максимально смягчить расставание с Майей, согласившись на все материальные претензии с ее стороны и обеспечив квартирами детей. Он оплачивает учебу дочери Любови в Англии, а сына Дмитрия — на журфаке МГУ.

Третья жена Гордеева - пианистка и звукорежиссер Оксана Золотарева. Несмотря на разницу в возрасте - 26 лет, брак оказался счастливым. Рождение сыновей Никиты в 2005 году и Александра - в 2009 году укрепило этот союз. Вячеслав очень привязан к супруге и детям:

Для меня особенно ценно, что в ней я наконец нашел друга, жена меня понимает и поддерживает во всех начинаниях. Мечтаю, чтобы младшие и старшие дети стали близкими людьми. Верю, со временем они поймут: на всем белом свете роднее друг друга у них никого нет, им стоит держаться вместе.

Достижения и заслуги

Представленный ниже перечень достижений и наград свидетельствует о постоянной направленности Вячеслава Михайловича Гордеева на самосовершенствование, развитие и главное - на сохранение духа классической хореографии.

В 1987 году он окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа .

В 1984 году Гордеев стал руководителем Ансамбля классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии. Позже этот коллектив был преобразован в Московский областной государственный театр «Русский балет». Это детище мэтра Гордеева, которым он руководил до 1995 года, затем с 1997 по 2007 год.

В 1993—1998 годах занимался преподавательской деятельностью: вел курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, а с 1998 является профессором кафедры хореографии Государственной академии славянской культуры (Москва).

Период 1995—1997 годов был очень сложным для Гордеева: он был назначен художественным руководителем балета Большого театра. Это были трудные времена как для страны, так и для Большого театра. Именно Гордееву пришлось переводить коллектив балетной труппы на контрактную основу. Ему удалось это сделать без единой жалобы в суд. Благодаря его деятельности была укреплена дисциплина, повышен уровень подготовки артистов, а также уровень ответственности перед зрителями.

С 1999 года Гордеев является официальным представителем Фонда Р. Нуриева в России и странах СНГ.

Рудольф Нуриев

Нуриев всегда был кумиром для Вячеслава, они познакомились в Вене. Вот как это было:

Нуриев посмотрел нашего «Щелкунчика», пришел за кулисы, искренне поздравил и пригласил в ресторан. Мы согласились, хотя понимали, что общение с «изменником Родины» может обернуться большими неприятностями. На следующий день в хронике появилось сообщение, что признанная советским правительством пара и «невозвращенец» сидели за одним столом. К счастью, наказания не последовало. А с Нуриевым наша дружба продолжалась до последних дней его жизни.

В 2003—2006 годах мэтр возглавлял балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета.

Мэтр Гордеев сегодня

Его преданность классическому балету невероятна, заставляет жертвовать как своим личным временем, которого и так мало, так и своими средствами. С 2016 года Гордеев на своем дачном участке в поселке Валентиновка строит балетную школу. Объясняет это просто: будучи депутатом Московской областной Думы, обращался в различные высокие инстанции с этим предложением. Идея всем нравится, но почему-то денег на нее никак не находится - все время что-то препятствует. Надоело просить. Как любой выдающийся педагог, он хочет оставить после себя не только записи с выступлениями, но и тех, кто продолжит славу русского балета.

Русский шедевр классического балета

В 2005 году Гордеевым была открыта школа-студия классического и современного танца при театре «Русский балет».

В 2008 году мэтр вновь возглавил театр "Русский балет", которым руководит по настоящее время и который занимает основную часть его жизни. Русский балет Вячеслава Гордеева объездил практически весь мир, выступая в известных театрах и прославляя российскую классическую школу хореографии.

гастроли балета

В 2010 году Гордеев стал учредителем «Благотворительного Фонда Вячеслава Гордеева».

Недавно великий артист перенес серьезную операцию — замену бедренного сустава, что не помешало ему на юбилее театра «Русский балет» выйти на сцену не просто в качестве руководителя, а в качестве солиста в хореографической композиции. Жизнь продолжается.