Феодальное наследственное право Древней Руси

Средневековое Русское государство было плодом развития феодальных отношений (как и в Западной Европе). Его вассальная иерархическая система, внутренние междоусобицы, принципы наследственного права были во многом схожи с континентальными королевствами. Вместе с тем близкие связи с православной Византией, присутствие скандинавских конунгов и постоянный режим противостояния с кочевниками степи породили и ряд местных особенностей в общественно-политическомнаследственное право устройстве и юридических нормах.

Наследственное право феодальной Руси

В сравнении со многими соседями у восточных славян достаточно долго сохранялось родоплеменное политическое устройство. Первое государство, называемое сегодня Киевской Русью, сформировалось лишь во второй половине IX века. Это наложило существенный отпечаток на правовой характер общества. В течение первых двух столетий, вплоть до появления в XI веке «Русской правды» (ставшей детищем Ярослава Мудрого), наследственное право восточных славян было представлено лишь обычными нормами (установившейся многовековой традицией). Передача средств труда от отца к сыну, власть вождей, жреческие знания – все это регулировалось не конкретными прописанными правилами, а авторитетными лицами, обычно отцами родов, которые поступали так же, как это делалось веками до них. Однако формирование государственного аппарата не принципы наследственного правамогло не сказаться на развитии официальных отношений в стране. Значительное влияние на понятие наследственного права, торгового права и прочих норм оказала Византия. Как, впрочем, и на другие сферы общественной жизни, прежде всего - духовную. Политические и военные отношения с греками, постоянное заключение договоров с ними стимулировали развитие отечественных юридических норм. Вполне вероятно, что до собственной кодификации именно византийские законы использовались для регуляции соответствующих норм. Во всяком случае, такие исторические завещания известны современным исследователям.

«Русская правда»

Этот документ стал первым формальным сводом законов в русских землях. Основой для его написания стало как местное обычное право, так и византийские законы, а также те разрозненные законодательные акты русских князей, которые выходили на протяжении прошедших лет. Наследственное право «Русская правда» разделяла на две формы: законное и по завещанию. Завещание имело первоочередную силу, однако отец семейства не всегда успевал его сформулировать (оно имело вес и в устном виде), и тогда в силу вступал закон. Первоочередными наследниками считались сыновья, что является очевидным отголоском древних патриархальных отношений. Впрочем, такое право было свойственно всей Европе до Нового времени. Дочери при живых сыновьях не участвовали в разделе имущества. Вместе с тем женщина вполне могла иметь личное имущество, даже будучи замужем, и точно так же вольно распоряжаться им в завещании (даже не членам рода). Помимо ближайших родственников, закон понятие наследственного праварегулировал последующую иерархию права на наследство: остальным родственникам и даже частично церкви (на упокой души).

Наследственное право на трон

В этой области Киевская Русь имела интересное отличие от всей остальной Европы. Особенность, которая серьезно повлияла на судьбу государства и народа. Дело в том, что престолонаследие в Западной Европе передавалось по так называемому салическому праву, согласно которому наследником трона был лишь старший сын короля (имеющийся в живых). Братья короля в этом разделе не участвовали. На Руси же после смерти князя существовала практика перехода власти к его младшему брату. Однако такое лествическое право лишь вызывало конкуренцию между дядьями, племянниками, двоюродными братьями и прочими родственниками, усложняя и без того запутанные отношения и усугубляя феодальную раздробленность страны.