Вадим Абдрашитов: биография, фильмография

Вадим Абдрашитов - известный советский и российский режиссер. Обладает званием народного артиста России. Славу ему принесли фильмы "Охота на лис", "Плюмбум, или Опасная игра", "Время танцора". Во всех его фильмах просматривается попытка решить важнейшие нравственные проблемы современного общества.

Биография режиссера

Абдрашитов Вадис Юсупович

Вадим Абдрашитов родился в 1945 году. Он появился на свет на территории Украинской ССР, в Харькове. Его отец был военным. По национальности Вадим Абдрашитов - татарин, в настоящее время проживает в Москве.

Первоначальное образование получил в техникуме железнодорожного транспорта в Алма-Ате, который окончил в 1961 году. Затем учился в Московском физико-техническом институте, но вуз не окончил. В 1967 году получил диплом на кафедре кибернетики химико-технологических процессов в институте имени Менделеева. Трудовую карьеру начал на столичном электровакуумном заводе.

Путь режиссера

Режиссер Вадим Абдрашитов

В 1970 году Вадим Абдрашитов почувствовал потребность в получении творческого образования. Для этого он поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Постигал азы режиссерской профессии в творческой мастерской народного артиста СССР Михаила Ромма, снявшего легендарный документальный фильм "Обыкновенный фашизм".

В 1971 году Ромм скончался, Абдрашитов Вадим продолжил обучение у режиссера Льва Кулиджанова, который снимал драмы "Когда деревья были большими", "Преступление и наказание".

Первой студенческой картиной Абдрашитова стал документальный этюд под названием "Репортаж с асфальта". Это был немой 6-минутный фильм, который высоко оценил еще сам Ромм.

Дебют в кино

Фильмы Вадима Абдрашитова

В 1974 году герой нашей статьи получил диплом об окончании вуза. Его выпускной работой стала комедийная мелодрама "Остановите Потапова" по рассказу Григория Горина.

В картине начинающего режиссера снялось много именитых актеров: Валентин Смирнитский, Семен Фарада, Александр Филиппенко.

В центре повествования оказался сотрудник неназванного НИИ Потапов, приспособленец и врун по своей натуре. Он постоянно совершает низкие поступки, о чем даже не догадывается. Но самое страшное, что он такой же, как и все, не лучше и не хуже многих окружающих его людей. Многим картина запомнилась еще и потому, что в ней были использованы фрагменты спектакля "Гамлет" Театра на Таганке, в котором главную роль исполняет Владимир Высоцкий.

Работа на "Мосфильме"

Биография Вадима Абдрашитова

Абдрашитова Вадима Юсуповича после этого успеха приглашают на "Мосфильм". Он начинает сотрудничать со сценаристом Александром Миндадзе, с которым снимает практически все свои работы.

Фильмы Вадима Абдрашитова отличает внутреннее напряжение, которое сохраняется на протяжении всей картины, он всегда ставит перед героями острые нравственные проблемы, которые им предстоит решать.

Такой является и его следующая работа - юридическая драма "Слово для защиты", главные роли в которой исполнили Марина Неелова, Олег Янковский, Станислав Любшин.

Главную героиню Валентину Костину обвиняют в покушении на убийство своего любовника Федяева. Она признает свою вину, но ее защитник в суде пытается найти доводы, оправдывающие обвиняемую.

Постепенно адвокат Межникова выясняет подробности грустной и печальной истории своей подзащитной, которая фактически содержала своего любовника, ответившего ей предательством и неблагодарностью. Теперь Валентине грозит тюремное заключение.

Межникова осознает, что ее подзащитная стала жертвой обстоятельств, а истинный виновник всего - Федяев. Ее горячая речь в суде спасает Костину от заключения, ее освобождают.

Нравственные вопросы

К нравственным вопросам обращается и в других своих фильмах режиссер Вадим Абдрашитов. В 1978 году он снимает психологическую драму "Поворот" с Олегом Янковским и Ириной Купченко.

Это история про молодую супружескую пару, которая сразу после свадьбы отправилась в круиз по Черному морю, а теперь вернулась в столицу. У супругов много планов и ожиданий от предстоящей жизни, но нелепый случай все переворачивает с ног на голову. Виктор сбивает старушку. Сначала он хочет всеми путями уйти от ответственности, но в итоге раскаивается и решает принять на себя весь груз вины.

В начале 80-х выходит драма "Остановился поезд" с Анатолием Солоницыным и Олегом Борисовым. Картина рассказывает про расследование аварии на железной дороге, когда машинист ценой своей жизни избегает столкновения с железнодорожными платформами.

В провинциальный город приезжают журналист, который пишет хвалебную статью про подвиг машиниста, и следователь, который разбирается в причинах трагедии. Оказывается, что инструкцию нарушил сцепщик, да и сам электровоз вышел на линию неисправным. При этом все окружающие ополчаются на него за то, что он ищет виновных. В ленте выносится приговор эпохе, в которой все построено на круговой поруке, бесхозяйственности и уравниловке.

В тот же период Абдрашитов Вадим выпускает фантастическую драму "Парад планет" про шестерых 40-летних мужчин, которых призывают на военные сборы. По сценарию учений их батарея оказывается уничтоженной. Оставшиеся несколько дней сборов они решают провести на природе вдали от цивилизации.

"Охота на лис"

Охота на лис

В 1980 году кинорежиссер Вадим Абдрашитов выпускает один из своих самых известных фильмов - социальную драму "Охота на лис".

Два подростка избивают рабочего, которого играет Владимир Гостюхин. Один отправляется в колонию, а второй получает условный срок. Потерпевшего не отпускает мысль, как теперь сложится их судьба. Он начинает ездить на свидания с заключенным, надеясь достучаться до его души.

Но преступник не желает раскаиваться. Все-таки пострадавший ходатайствует, и его обидчика освобождают досрочно. Экзистенциальная драма разворачивается на фоне увлечения, охватившего рабочих в конце 70-х - начале 80-х годов, редкого радиоспорта под названием "Охота на лис".

"Плюмбум, или Опасная игра"

Плюмбум, или Опасная игра

В 1986 году фильмография Вадима Абдрашитова пополнилась еще одной громкой работой - драмой "Плюмбум, или Опасная игра". Это история про 15-летнего Руслана Чутко, который имеет собственные представления о добре, пытаясь всеми способами помогать милиции. Выявляет правонарушения он в качестве дружинника под псевдонимом Плюмбум. В своем небольшом провинциальном городке он решает искоренить зло, берется за дело с юношеским максимализмом.

Всеми возможными путями, даже с помощью шантажа, он втирается в доверие к нарушителям закона - картежникам, фарцовщикам, бомжам и барменам. При этом окружающие не принимают его всерьез, хоть однажды он и подвергается порке в квартире спекулянтов.

При этом Руслан сдает за бродяжничество в милицию людей, оказавшихся в тяжелом положении, ловит рыбаков-браконьеров, среди которых оказывается его отец. Подросток сам его и допрашивает. Также он заставляет манекенщицу Марию выдать своего возлюбленного, гарантируя ей, что его не посадят в тюрьму. Но тот все же оказывается за решеткой.

Одноклассница Соня, которая любит Плюмбума, оказывается втянута в дело с похищением магнитофона. В финале картины происходит трагедия - Соня погибает, упав с крыши дома, в то время как Плюмбум настигает вора.

Руслану окружающая жизнь кажется веселой и увлекательной игрой. Для окружающих происходящее оборачивается драмой и трагедией.

Работа в правлении Союза кинематографистов

В середине 80-х годов Вадим Абдрашитов, биография которого приведена в этой статье, был принят в Союз кинематографистов. С 1986-го по 1990 год занимал пост секретаря правления.

Был членом Российской академии кино, входил в правление Гильдии кинорежиссеров России, участвовал в оценке фильмов кинопремии "Триумф".

В настоящее время является профессором ВГИКа, руководит собственной творческой мастерской.

Во время перестройки

Во время перестройки Абдрашитов по-прежнему оставался популярным. В 1988 году он снял фантасмагорическую притчу "Слуга" с Олегом Борисовым и Юрием Беляевым в главных ролях.

В этой ленте режиссер решился на кинематографические опыты. В частности, повествование он выстроил в обратном хронологическом порядке. Действие начинается с финальной сцены, а все дальнейшие события становятся как бы воспоминаниями героев о произошедшем.

В центре повествования оказывается чиновник Гудионов, который встречается с недавно демобилизовавшемся Павлом Клюевым, ищущим свое место в жизни. Гудионову понравился парень, он берет его в личные водители.

Клюев начинает ответственно работать, перенося странности в поведении начальника. Спустя несколько лет хозяин дарит ему дом, жену и даже назначает дирижером хора. Сам Гудионов получает повышение, отправляется на работу в центр. В этом фильме Абдрашитов показывает услужливую природу человека, Клюева, который остается верным хозяину, даже когда они не видятся несколько лет.

Однажды они внезапно встречаются, Гудионов просит Клюева доставить к нему своего старого врага Брызгина. Клюев с рвением берется за выполнение этого задания.

В 1991 году режиссер порадовал своих поклонников еще одной работой - драмой "Армавир" про офицера Семина, который после гибели пассажирского судна "Армавир" разыскивает свою дочь, которой не оказалось ни среди живых, ни среди мертвых.

"Время танцора"

Время танцора

Одной из самых заметных работ режиссера в 90-е годы стала драма "Время танцора". Вадим Абдрашитов рассказывает историю о недавно окончившейся войне на окраине громадной империи. После того как в округе перестали стрелять и убивать, герои пытаются вернуться к обычной нормальной жизни. Но это не так просто. Война многих не отпускает, слишком много судеб оказалось сломано за эти последние несколько лет. Причем как среди победителей, так и среди проигравших.

Умышленно в фильме не говорится, о какой конкретно войне идет речь. Можно себе представить, что в подобной ситуации могли оказаться все люди, пережившие когда-либо подобие Гражданской войны. При этом, если смотреть по исторической хронологии, то самые близкие события к дате выхода фильма - это военные действия в Приднестровье и Абхазии.

Картина получила главный приз конкурса сценариев "Зеркало", две статуэтки "Ника" за лучший сценарий (его написал Миндадзе) и лучшую роль второго плана (ее исполнил Зураб Кипшидзе). Также лента получила Гран-при фестиваля "Кинотавр".

В главных ролях в фильме сыграли Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Юрий Степанов, Андрей Егоров.

Последние работы Абдрашитова

Так случилось, что 90-е годы не были плодотворными для Абдрашитова. Кроме картин "Время танцора" и "Армавир" он снял только драму "Пьеса для пассажира" с Сергеем Маковецким и Игорем Ливановым в главных ролях.

Лента рассказывает о персонаже Николае, который выходит после 7-летнего заключения, где оказался из-за незаконной предпринимательской деятельности. За это время у героя умерла дочь.

После перестройки ему удается встать на ноги и разбогатеть. Его деятельность, из-за которой он сидел, стала законной. В его душе живет желание отомстить судье, который вынес ему приговор. Он снимает у него комнату в курортном городке, с помощью проститутки разрушает семью своего обидчика.

После этого устраивает его на работу в свой магазин, чтобы поймать на воровстве, но по-настоящему отомстить у него так и не получается.

Последним на данный момент фильмом Абдрашитова является драма "Магнитные бури", вышедшая в 2003 году. История о рабочем завода Валерии, который увлекся в забастовках и народных волнениях настолько, что потерял семью.