Самый мощный танк в мире (фото)

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример – израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат – вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал – Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

Самый мощный современный танк в мире

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Самый мощный танк в мире фото

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" – несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это – самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран – новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Самый мощный танк в мире

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия – невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам – "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

топ самых мощных танков мира

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую – мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость – на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа – людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант – вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она – в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Японский танк тип 10

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели – "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

10 самых мощных танков в мире

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" – точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков – порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка – турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа – отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

Индийский танк

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы – с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле – вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно – прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное – оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

какой самый мощный танк в мире

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение – вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.