Ларионов Игорь: биография, личная жизнь, фото и интересные факты

0
0

В мире существует всего три человека, завоевавшие все значимые трофеи в хоккее, к которым относят победы на чемпионате мира, Олимпиаде, Кубке Канаде и Кубке Мира, Кубке Стэнли. Кроме Скота Нидермайера и Вячеслава Фетисова, в эту большую тройку входит Игорь Ларионов, хоккеист, биография которого может послужить сценарием для самого захватывающего фильма. Кроме громких титулов, этот легендарный нападающий славен тем, что до 44 лет продолжал играть на самом высоком уровне, наводя ужас на вратарей соперников.

В хоккей за старшим братом

Ларионов Игорь Николаевич родился в маленьком Воскресенске в далеком 1960 году. Старший брат Евгений посещал хоккейную секцию, и маленький Игорь полюбил эту игру вслед за братом. Уже с четырех лет он хватал с полки свои простенькие коньки и все свободное время проводил на хоккейной коробке в своем дворе.

Видя такую страсть к игре своего братишки, Евгений в конце концов привел его за руку в школу воскресенского «Химика». Первым тренером будущего суперфорварда стал Вячеслав Одиноков. Игорь Ларионов хоккей при этом не считал единственным занятием, которому он отдаст себя полностью и без остатка. Он с успехом совмещал занятия спортом и учебу, забрасывая шайбы и получая пятерки в школе. Ларионов Игорь всегда считал, что человек быть развит всесторонне.

Интеллект игрока проявлялся и на хоккейной площадке, когда он за сотые доли секунды мог просчитывать все варианты и всегда выбирать лучшее решение. Именно тогда мальчик и получил свое прозвище «Профессор», которое будет сопровождать его всю жизнь.

Ларионов Игорь

Прямой, откровенный характер – еще одно качество «профессора». Он никогда не боялся спорить, высказывать свое мнение. Написав эссе в возрасте 14 лет, в котором он положительно отозвался о политическом диссиденте Сахарове, строптивый школьник едва не был исключен из школы.

Главная звезда «Химика»

Первый из своих многочисленных титулов Игорь Ларионов, биография в хоккее которого только начиналась, завоевал в составе юношеской команды «Снежинка». «Золотая шайба» стала его первой ступенькой на пути к успеху.

Игорь Ларионов не обладал физическими характеристиками, к которым привыкли в современном хоккее. Он был довольно сухощавым, относительно невысоким парнем. Однако он был необыкновенно одарен технически, умел раздавать передачи из немыслимых положений и мчался по льду со скоростью молнии. Эти качества привлекли главного тренера воскресенского «Химика» Николая Апштейна, который позвал 16-летнего парня в основной состав команды.

Еще одним качеством «профессора» был по-настоящему научный подход к игре. Чтобы изучить хоккей со всех точек зрения, он играл в баскетбол, футбол, гандбол. Информацию, которую Ларионов Игорь усваивал в других спортивных играх, он с успехом проецировал и на хоккей.

Умная, комбинационная игра, которую проповедовал «Химик», как нельзя лучше подходила Ларионову. Уже в 1978 году совсем юный хоккеист сыграл первый официальный матч за свою команду в первенстве СССР. Соперник достался самый серьезный – московский «Спартак». На первый взгляд, Ларионов не сделал ничего выдающегося. Но он крайне органично смотрелся в команде, которая разгромила одного из лидеров со счетом 7:2. На перспективного центрфорварда положили глаз все лучшие хоккейные команды СССР.

Призыв в ЦСКА

Ларионов Игорь, хоккеист воскресенского «Химика» мог выбирать для продолжения своей карьеры любой ведущий клуб страны. Особую активность проявляло московское «Динамо», но нападающий не горел желанием покидать родной Воскресенск.

Однако в те годы существовала сила, которой не мог сопротивляться ни один хоккеист. Московский ЦСКА был безусловным лидером советского хоккея, базовым клубом сборной. Благодаря всему этому армейское руководство имело фактически феодальное право «первой ночи» на любого понравившегося перспективного игрока и без особых проблем могло вызвать его в свой стан. Тем более что к тому времени настало время службы в армии для Игоря Ларионова, и ЦСКА воспользовался этим, призвав хоккеиста в свои ряды.

Тренером московского суперклуба был в то время Виктор Тихонов, чрезвычайно жесткий специалист.

Игорь Ларионов
Он создал в команде воистину казарменную дисциплину, игроки круглыми сутками играли, тренировались, проводили целые месяцы на подготовительных базах и практически десять месяцев в году находились вне дома. Характерен пример легендарного Владислава Третьяка, который закончил с хоккеем в расцвете сил, не желая мириться с таким полутюремным режимом.

Такие условия жизни были невыносимы для свободолюбивого Ларионова, и это позже выльется в серьезный конфликт между ним и Виктором Тихоновым.

Непобедимая пятерка

Первую пятерку ЦСКА Виктор Тихонов создал из лучших хоккеистов страны. В нападении у Игоря Ларионова были такие партнеры, как Крутов, Макаров. Защиту цементировали Фетисов и Касатонов. При этом мозгом этого волшебного пятиугольника был именно «профессор» из Воскресенска. Вокруг него разыгрывались все ажурные комбинации армейцев, соперники даже не успевали за шайбой и только успевали вынимать ее из своих ворот.

Годы, проведенные в ЦСКА, стали временем, когда Ларионов Игорь выиграл все возможные титулы в хоккее. Восемь раз он становился чемпионом страны, четырежды побеждал на чемпионатах мира, два раза становился олимпийским чемпионом. Однако особенно запоминающимися были матчи Кубка Канады, которые проводились в 1981 и 1987 году.

В те годы лишь на этих турнирах болельщики могли наблюдать за противостоянием двух лучших сборных планеты – СССР и Канады, так как на чемпионаты мира и Олимпиады «кленовые листья» отправляли далеко не сильнейших своих игроков.

Противостояние и барбекю с Уэйном Гретцки

В 1981 году на Кубке Канады Ларионову впервые выдалось сыграть против тогда еще юного Уэйна Гретцки. После позорного поражения на Олимпиаде 1980 года, где «красная машина» уступила американским студентам, необходимо было восстанавливать свою репутацию.

Игорь Ларионов хоккеист биография

Это с блеском удалось сделать на Кубке Канады, где в финале был разгромлен со счетом 8:1 самый принципиальный соперник – сборная «кленовых листьев». Значимый вклад в победу команды внес и Игорь Ларионов, семья которого отчаянно переживала за него на родине. В той игре центральный нападающий сделал дубль в ворота непобедимых соперников.

Самым настоящим блокбастером выдался финал Кубка Канады 1987 года. Командам СССР и сборной хозяев турнира пришлось сыграть три матча для определения сильнейшего. В каждом из них преимущество одной из команд выливалось всего в одну шайбу, и это при том, что всего соперники наколотили друг другу в сумме 33 гола.

В этом триллере итоговая победа досталась канадцам, благодаря подавляющей поддержке трибун и благосклонности судей, но это уже не могло затмить самой игры, которую показали обе сборные.

Еще одним интересным фактом стало противостояние Игоря Ларионова и двух лучших канадских форвардов 80-х и 90-х годов – Марио Лемье и Уэйна Гретцки. Этой дуэли предшествовало знакомство нападающих на Кубке Канады 1984 года. Тогда еще молодой Гретцки подошел поздороваться к советскому игроку и с удивлением обнаружил, что суровый русский хоккеист свободно может поддержать с ним разговор на английском языке. Уже тогда они даже поговорили на тему возможного отъезда «профессора» в НХЛ.

В 1987 году их знакомство продолжилось, и гостеприимный канадец пригласил всю ведущую советскую пятерку к себе домой на барбекю.

Скандальное письмо

Возможность поиграть в НХЛ тогда была недостижимой мечтой для каждого советского хоккеиста. Однако политическая система в стране делала невозможной даже мысль об отъезде за рубеж. Все упростила «перестройка», когда стали появляться бреши в незыблемом монолите режима.

В 1988 году возможностями свободы слова в прессе воспользовался Ларионов Игорь. Он опубликовал открытое письмо в массовом журнале «Огонек», где обрушился с яростной критикой на авторитарные методы работы Виктора Тихонова в ЦСКА и сборной страны.

Он полностью описал условия казарменного режима, в котором жили и тренировались армейцы. По его словам, десять месяцев в году хоккеисты проводили вне родного дома, даже не имея возможности повидаться с близкими.

Потребительское отношение к игрокам стало еще одним поводом для недовольства Игоря Ларионова. По мнению форварда, к игрокам относились, как к рабочему материалу, при малейшем сбое с ними расставались без сожаления. Безжалостно и откровенно Ларионов Игорь рассказал и о системе спортивной фармакологии в стране, когда молодых мужчин заставляли вкалывать различные препараты для поддержания выносливости и мощи.

На волне многочисленных разоблачений, проходивших в те годы, открытое письмо имело оглушительный резонанс. Общественность встала на защиту бунтующего хоккеиста, и Игорь Ларионов, фото которого не сходило со страниц всех газет, получил возможность уехать за океан.

Переезд в НХЛ

Первым клубом в зарубежной карьере «профессора» стал «Ванкувер Кэнакс», к которому он присоединился в 1989 году. В Канаду Ларионов Игорь уезжал уже сложившейся личностью, авторитетным хоккеистом, к тому же он прекрасно владел английским языком. Поэтому проблем с адаптацией в новой стране, в новой хоккейной реальности у него не возникло.

Игорь Ларионов фото

В команде он играл вместе с бывшим многолетним партером по ЦСКА – Владимиром Крутовым. Однако тренер клуба развел их по разным звеньям, им не довелось взаимодействовать как в лучшие годы. Крутову не удалось адаптироваться к североамериканскому хоккею, к тому же добавились проблемы с лишним весом. Ларионов Игорь как мог помогал товарищу в бытовых вопросах, в отношениях с одноклубниками, однако после одного сезона, проведенного в НХЛ, Владимир вернулся на родину.

Первые два сезона уроженец Воскресенска приспосабливался к новым реалиям, привыкал к новому для себя стилю игры. Но к третьему году Ларионов разошелся не на шутку. Во многом благодаря ему «Ванкувер» выходил в плей-офф два года подряд. В 72 матчах уже возрастной нападающий смог набрать 65 результативных баллов. Не последнюю роль в этом сыграла поддержка еще одного «перебежчика» из России.

В 1991 году в НХЛ дебютировал Павел Буре. На этот раз тренер клуба поставил двух русских форвардов в одном звене. На правах ветерана Ларионов Игорь опекал юного товарища, поддерживал его. Освобожденный от бытовых проблем, Павел Буре смог полностью сконцентрироваться на игре и восхищал весь мир своей стремительной игрой. Стремительность «русской ракеты» и интеллект «профессора» сделали это атакующее сочетание одним из лучших в мировом хоккее тех лет.

Европейский перерыв и возвращение в НХЛ

Несмотря на конец СССР сотрудники «Совинтерспорта» продолжали удерживать часть доходов российских хоккеистов, играющих за пределами страны. Вечный бунтарь Ларионов не мог не выразить свое возмущение по этому поводу. В знак протеста он покинул Северную Америку и перебрался в Швейцарию, где поиграл за местный «Лугано».

Ларионов Игорь Николаевич

Однако в 1993 году владельцы американского «Сан-Хосе Шаркс» приехали к Ларионову, чтобы рекрутировать его в стан своего клуба. Калифорнийская команда в предыдущем сезоне проиграла большую часть матчей и была безнадежным аутсайдером лиги.

Снова в одной команде с Игорем Ларионовым играл его бывший партнер – Сергей Макаров. На этот раз ему удалось настоять на воссоединении с соотечественником. Понимая друг друга с полуслова, они наладили эффективное взаимодействие и плели на североамериканских площадках свои любимые комбинационные кружева. 56 очков Ларионова, 30 шайб Макарова – такой показатель эффективности был у фантастического дуэта. Скромный «Сан-Хосе» прошел в плей-офф, сенсационно выбил оттуда «Детройт» и споткнулся лишь о «Торонто».

Однако во втором своем сезоне Ларионова замучили травмы, он редко играл. На третий год руководители клуба ошибочно решили, что сверхудачный сезон 1993/94 был «лебединой песней» двух русских «стариков» и перестали доверять им место на площадке. Сергей Макаров, не желая полировать скамейку запасных, вскоре завершил карьеру, а несгибаемый Ларионов Игорь решил перезапустить свою карьеру в очередной раз и покинул команду.

Главный штурман «Красных Крыльев»

«Детройт Ред Уингс» до прихода «профессора» больше сорока лет не могли выиграть кубок Стэнли. А появление в команде 35-летнего нападающего особо не вдохновило болельщиков клуба. Но тренером «Детройта» был Скоти Боумен, нестандартный специалист, который был поклонником Тарасова и комбинационного стиля советской сборной. По совету Ларионова, который практически стал играющим тренером команды, он сформировал полноценную русскую пятерку в клубе.

Главным в ней был несомненно Игорь Ларионов. Примитивный по своей сути североамериканский хоккей, предполагающий силовую борьбу, бесконечные вбросы во вратарскую, сменился умной, комбинационной игрой, где каждый понимал товарища с полуслова.

В первом сезоне Ларионов с партнерами только пристреливались. Много шайб команда пропускала из-за чрезмерно открытой игры.

Игорь Ларионов хоккей
Подкорректировав игру, больше уделяя внимание защите, «Красные Крылья» стали играть чуть медленнее, аккуратнее. Но это было только на руку Ларионову и Фетисову, чьи скоростные данные уже были не такие превосходные, как в юные году. Результатом этой перезагрузке стал финал плей-офф, где «Филадельфия» была просто уничтожена хладнокровными советскими ветеранами. Уже после четырех матчей исход противостояния был решен, и Игорь Ларионов вместе с Фетисовым взяли свой последний недостающий трофей.

В следующем сезоне «Детройт» вновь безоговорочно царил в НХЛ и без особых проблем взял Кубок Стэнли, переиграв «Вашингтон» в финале во всех четырех матчах. Триумф, правда, был омрачен страшной аварией, в результате которой защитник Константинов оказался в инвалидном кресле. В дальнейшем команду покинули многие участники славных победных сезонов, и Игорь Ларионов, казалось переходил во «Флориду» в 2000 году, чтобы завершить свою необычайно долгую карьер.

Однако спустя год он вернулся в «Детройт», чтобы в третий раз поднять над головой главный заокеанский кубок. В третьем матче финальной серии Ларионов забросил одну из важнейших шайб в своей карьере. В третьем овертайме, завладев черным диском, он хладнокровно обыграл защитника и, дождавшись судорожного отчаянного броска вратаря, послал шайбу в пустой угол.

Лишь в 2004 году в составе «Нью-Джерси Дэвилз» нападающий, которому исполнилось уже 44 года закончил с активной карьерой игрока.

После хоккея

Игорь Ларионов – хоккеист, семья которого безропотно ожидала его во время бесконечно длинных сезонов в СССР и в НХЛ. Несмотря на плотный график он сумел стать счастливым отцом троих детей. Супруга хоккеиста – бывшая фигуристка Елена Батанова, завершившая карьеру ради семьи. Старшая дочь Игоря Ларионова – журналист, младшая работает дизайнером. Сын Игорь по примеру отца играет в хоккей.

Завершив с карьерой игрока, «профессор» не оставил полностью любимую игру. Он является агентом многих перспективных игроков. Еще одним делом Ларионова стало его бывшее хобби. Познакомившись с искусством виноделия в Швейцарии, он серьезно увлекся им.

Игорь Ларионов семья
Сейчас у него собственный бизнес, связанный с производством вина.

Беспрецедентно долгая карьера Игоря Ларионова служит примером профессионального отношения к любимому делу. Практически четверть века «профессор» творил на хоккейных площадках, неизменно поражая скоростью принятия решений и свое гроссмейстерской игрой.